Главная | Регистрация | Вход | RSS | Вторник, 02.07.2024, 12:03 | |||||
МАОУ "СОШ №3 | ||||||
Приветствую Вас Гость |
|
Инклюзивное образование
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 декабря 2013 года № 543-п утверждено «Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре». Данным документом регламентируются вопросы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры и определен порядок взаимодействия между Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, муниципальными органами, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательными организациями. Для создания условий получения инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – обучающиеся с ОВЗ) в округе формируется сеть базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития. Обязательно ли для ребенка-инвалида разрабатывать адаптированную образовательную программу? Для ребенка-инвалида, не признанного лицом с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), адаптированную программу можно не разрабатывать. Статус "лицо с ОВЗ" определяется психолого-медико-педагогической комиссией. Понятия "ребенок-инвалид" и "лицо с ОВЗ" не идентичны. Ребенок-инвалид должен обучаться, в первую очередь, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации, где указываются условия организации обучения. Такие условия выражаются в проведении мероприятий психолого-педагогической реабилитации или абилитации, отдельной психологической помощи, профориентации. Форма программы рекомендована в приложении 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утв. приказом Минтруда России от 31 июля 2015 г. №528н.
Определение ребенка как лица с ОВЗ в целях организации обучения В контексте Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) под обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) понимается физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Ограниченные возможности здоровья в сфере образования – это термин, обобщающий всех детей с различными диагнозами (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, расстройствами аутистического спектра, сложными дефектами, умственной отсталостью). При этом такой ребенок может и не быть признанным ребенком-инвалидом. Внимание: Согласно ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК. Комиссия создается в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций (п. 2 Положения о психолого-медико-педагогической комиссии (далее – Положение), утв. приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. № 1082). Согласно п. 10 Положения к основным направлениям деятельности комиссии относится в т. ч.:
В соответствии с п. 21 Положения в заключении комиссии указываются:
Таким образом, именно ПМПК определяет необходимость той или иной категории детей (ребенка с конкретным диагнозом) обучения по адаптированной программе. При этом заключение ПМПК для родителей (законных представителей) детей носит рекомендательный характер, а для органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и образовательных организаций является основанием для создания специальных условий (ст. 23 Положения).
Понятие инклюзивного образования В образовательных организациях (далее – ОО) предполагается создание таких условий, которые отвечали бы специфическим особенностям той или иной категории необучавшихся детей. Пример: Для детей-мигрантов ОО может организовать специальную службу, помогающую ускоренно освоить язык страны проживания, чтобы максимально быстро включиться в образовательный процесс. Для детей-инвалидов – создать условия для беспрепятственного доступа в помещения ОУ, обеспечить педагогических работников необходимыми знаниями об особенностях развития детей-инвалидов, включить в штат специалистов для психолого-педагогического сопровождения ребенка-инвалида и т. д. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), что закрепляется соответствующими нормативными документами: указом Президента РФ "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы" от 1 июня 2012 г. № 761 , Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020, утв. распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р . Гарантии права граждан с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. инвалидов, на получение образования закреплены в Конституции РФ, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Понятие инклюзивного образования введено в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"). Согласно закону под инклюзивным образованием понимается обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2). Такое определение инклюзивного образования соответствует международным документам, в частности, документам ЮНЭСКО ("Руководящие принципы политики в области инклюзивного образования", "Открытое досье по инклюзивному образованию. Материалы в помощь менеджерам и администраторам" и др.). Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития равного доступа к качественному образованию в ОО, реализующих образовательные программы общего образования, с учетом заключений психолого-медико-педагогических комиссий. Внимание: Организация обучения детей-инвалидов в обычных ОО (преимущественно по месту жительства) позволит избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что будет способствовать формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов.
Формы организации инклюзивного образования Для обучения и воспитания детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в нашей стране создаются казенные общеобразовательные учреждения. В таких учреждениях учатся глухие, слабослышащие и позднооглохшие, слепые, слабовидящие и поздноослепшие дети, дети с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые, а также другие дети с ограниченными возможностями. Деятельность казенных общеобразовательных учреждений регламентирована: в нормативных актах прописаны особенности их финансирования; для них разработаны специальные программы, перечни учебников, требования к аттестации учащихся; работающим в них педагогам установлены гарантии и льготы. Внимание: Согласно ч. 2 ст. 79 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Во-первых, в общеобразовательном учреждении для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть созданы специальные коррекционные классы. Во-вторых, дети-инвалиды и дети с ОВЗ могут посещать обычные классы и учиться вместе со здоровыми детьми "за одной партой". Независимо от того, в какой форме происходит обучение детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в общеобразовательных учреждениях, не являющихся коррекционными, должны быть созданы материально-технические условия , обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей в здание и помещения, а также для их пребывания и обучения в учреждении (пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и т. д.). В письме Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей" (далее – Письмо Минобрнауки России № ИР-535/07) говорится о том, что за несколько лет в субъектах РФ произошло сокращение специальных (коррекционных) образовательных учреждений на 5% при одновременном росте количества обучающихся в них детей на 2% (по состоянию на начало 2009/2010 учебного года в России функционировало 1804 учреждения, в которых обучалось 207 тыс. детей с различными недостатками в физическом и (или) психическом развитии, а в 2012/2013 учебном году – всего 1708 учреждений, в которых обучалось 211 тыс. детей). Внимание: В связи с этим Минобрнауки России выражает обеспокоенность наметившейся тенденцией к тому, что развитие форм обучения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в регионах не всегда носит спланированный, последовательный характер и зачастую не сопровождается созданием для них необходимых условий. Обучение детей-инвалидов возможно и на дому , порядок согласно ч.6 ст. 41 №273-ФЗ "Об образовании в РФ" устанавливается органами государственной власти субъектов РФ. При организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте РФ органы государственной власти субъекта РФ, а также уполномоченные органы и учреждения могут руководствоваться письмом Минобрнауки России от 30 сентября 2009 г. № 06-1254 <О Рекомендациях по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации>. Кроме того, условия для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ должны создаваться в рамках соответствующих региональных программ. Такие программы согласно письму Минобрнауки России № АФ-150/06 должны быть ориентированы на решение следующих задач:
|
|
2008-2024 © Все права защищены. Хостинг от uCoz |