Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 27.07.2024, 13:58


МАОУ "СОШ №3
им.И.И.Рынкового"
г. Мегион




Меню сайта
Интернет-приемная
...
Новости школы [225]
Здесь в этой категории будут располагаться только школьные новости
Новости города [241]
Здесь в этой категории будут располагаться только новости города
Новости сайта [6]
Здесь администрация сайта будет отписываться о новых возможностях, доступных на сайте.
Новости региона [12]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Я родитель!
Я родитель

Я родитель

Растим детей вместе

Растим детей вместе

Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Полезные ссылки

Ссылки

  • Я-родитель
  • Доступное дополнительное образование
  • Перспективное детство Югры
  • МБУ "Централизованная библиотечная система"
  • Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Сайт Бикжановой З.З.
  • Сайт Малюшенко О.А.
  • Cайт Маткиной А.Н.
  • Cайт Молчановой М.Р.
  • Cайт Устюжаниной Т.В.
  • Общероссийский Кадастр "Книга Почёта"
  • Методическая работа Открытый урок истории 6 класса

    Открытый урок в 6 классе по теме: «Предпосылки создания государства у восточных славян»
     

     

    Учитель истории: Степанова Н.М.

     

    Цели урока: 1. Образовательная: сформировать знания  о предпосылках складывания

                             государства у восточных славян,  организовать деятельность учащихся в

                             определении степени участия варягов в создании Древнерусского                   

                             государства.

                    

                         2. Развивающая: создать условия для развития умений работать с текстом учебника,

                             историческим источником, картой для выявления необходимой информации,              

                             прослеживать причинно-следственные связи, использовать знания в новой

                             ситуации, делать выводы, выражать свою точку зрения, давать оценочные

                             суждения.

      

                         3. Воспитательная: способствовать осознанию личностного смысла изучаемого

                             материала и  патриотическому  воспитанию учащихся

     

     

     

    План урока:  1. Предпосылки создания государства у восточных славян.

                           2. Варяги в Восточной Европе.

                           3. Образование государственных центров.

     

    Средства обучения:  карта «Древнерусское государство в VII-IX вв.», документ «Повесть

                                        временных  лет» Нестора, текст учебника, иллюстрации учебника, схема

                                       «Этапы создания государства», меловые записи на доске, портрет Рюрика,

                                        Нестора

    Словарная работа: варяги (норманны), норманнисты, Рюрик, князь, дружина

     

    Ход урока

     

    1. Организационный момент.

    2. Мотивация.    Мы живем в государстве Россия. Это привычное  и родное нам  название. Я думаю, что каждый из Вас задумывался над тем, а откуда появилось это название, когда и как сформировалось государство.  Оказывается этими вопросами ученые-историки занимаются уже давно.  Одни считают, что государство восточным славянам принесли варяги, и связывают это с началом  правления варяжского князя Рюрика в IXв., который был основателем  династии Рюриковичей и  термин «русь» скандинавского происхождения. Варяг еще называют норманнами, поэтому сторонников этой позиции называют норманнистами, а теорию норманнская. К ним относились немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер. Они утверждали, что  сами славяне не могли  создать свое государство.  А вот выдающийся ученый  М.Ломоносов был антиннорманистом и  доказывал, что к IXв.  до появления варяг у восточных славян были все условия для создания государства и происхождение слова  «Русь» связывал с названием  реки  Рось и племенем сарматов, которых называли «россоланами».

    Из истории создания государств у других народов мы знаем, что прежде чем образовывались государства, обществу необходимо было пройти определенные этапы развития, необходимы были предварительные условия для этого или как их называют  ПРЕДПОСЫЛКИ.

     

    Поэтому тема нашего урока сегодня будет как называться? Записать тему.

    Исходя из названия темы определить  задачи.

     

    Задачи (записаны на доске и в тетрадях): 

                                                      - какие были предпосылки для создания государства у славян

                                                      - какое было  участие варяг в создании Древнерусского

                                                        государства

     

    Актуализация. Государство – организация жизни, при которой существует  единая система

                              управления людьми, проживающих на одной территории, взаимоотношения

                              которых регулируются едиными законами (традициями), осуществляется охрана

                              земель и регулируются отношения с другими государствами и народами.

     

    Вспомним, какие этапы  проходит в своем развитии общество до образования государства?  

     

    Схема: «Этапы создания государства» (на доске)

     

    Экономический подъем.  → Увеличение произво-  → Переход от родовой → Имущественное →

    Совершенствование              дительности труда           общины к соседской.     неравенство.

    орудий труда                                                                      Накопление богатств.   Выделение знати.

     

     

    →Появление аппарата управления → Государство

       

    Эта схема будет нам опорой для решения, поставленной нами первой задачи.

     

    В соответствии с задачами, мы с вами решим следующую проблему:

     

    Какой путь прошли славяне к созданию государства (соответствовал он этой схеме) и как в этом участвовали варяги?

     

    Построение алгоритма работы учеников на уроке.

     

    Можете вы сейчас разрешить эту проблему? (нет)

    Чего нам не хватает для этого? (знаний, информации)

    Что вам поможет в решении этой проблемы? Откуда мы можем взять информацию? (текст учебника, документы, иллюстрации картин, дискуссии)

    Как мы будем работать? (по плану - на доске, с опорой на схему)

     

    К этой проблеме  мы вернемся в конце урока, кроме того, вы должны определить свою личную позицию к норманнской и антинорманнской  теориям.

     

     

    1. Предпосылки создания государства у восточных славян.

                          

    Поработаем  с учебником стр. 32-36, где рассказывается как шел процесс развития славян с опорой на схему (5-6 мин)

     

    Задание: Найти  в тексте учебника и назвать предпосылки (предварительные условия) для

                   создания  государства у восточных славян.

     

    Предполагаемые ответы учащихся.

    Экономические предпосылки (совершенствование обработки земли новыми более

    совершенными орудиями труда, выделение ремесла из сельского хозяйства,  получали больше урожая, накопление богатств, проходил торговый путь «из варяг в греки», развитие торговли способствовало появлению городов: Киев, Смоленск, Чернигов, Полоцк, Любеч, Новгород)

    Политические предпосылки (переход от родовой общины к соседской, возникновение имущественного неравенства, создание войска (дружины во главе с князем) для защиты городов от врагов, появление единых правил поведения, устанавливали порядок в городах и осуществляли власть князя, установление власти князя на окрестные территории, возникновение княжений, объединение их под угрозой внешних врагов: степняков и норманнов.

     

    Демонстрация иллюстраций картин в учебнике стр. 35 С.В.Иванов «Торг в стране восточных славян», стр. 36  В.М.Васнецов «Князь с дружиной на охоте»

     

    Соответствуют путь развития славян общей  схеме «Этапы создания государств»?

     

    В случаи затруднений, наводящие вопросы:

     

    1)      Какие города стали центрами племенных союзов? (Киев, Полоцк, Чернигов, Новгород, Смоленск)

    2)      Какую роль в создании государства играли ремесло и торговля?

    3)      С какими государствами торговали? (Византия, Хазария, Багдад)

    4)      С какими трудностями приходилось сталкиваться славянским купцам возивших свой товар в Византию? (нападение степняков)

    5)      Как происходило усиление власти князей? (возглавлял дружину, устанавливал порядок в городе, осуществлял власть, с присоединением к городу прилегающих территорий стал ими управлять)

     

     

    Вывод по первому вопросу: К  IXв. у  восточных славян  были все предпосылки к созданию

                                                     государства.

     

     

     2. Варяги в Восточной Европе.

     

    Просмотр иллюстрации картины В.М.Васнецова «Варяги»

     

    Переходим ко второму вопросу для решения задачи: каким было участие варяг в создании Древнерусского государства.

     

    Вопрос: Можно считать, что варяги были создателями Древнерусского государства?

                   Как утверждали норманнисты.

     

    Обратимся к одному из важнейших исторических источников  о становлении государственности на Руси – летописи XII в. летописца  Нестора (портрет на доске) «Повесть временных  лет» и поработаем с документом, отвечая на вопросы к нему. 

                                                        «Повесть временных лет». Нестор. Начало XII.

         В год 859. Варяги из заморья  взымали  дань с чуди, и со славян, и с мери, и со всех кривичей. А хазары брали с полян, с северян, и с вятичей по серебряной монете и по белке от дыма…

         В год 862. Изгнали  варяг за море, и не дали им дани, и  начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал  род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка  в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в  Изборске. И от тех варягов прозвалась  Русская земля…  Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи,  в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И были у него два мужа, не родственники его, а бояре, и отправились они в Царьград (Византию) со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам» Аскольд и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же княжил в Новгороде.

     

    Работа с документом. Вопросы к документу: (4-5 мин)

    1)      Как складывались отношения между варягами и славянскими племенами в начале IXв?

    2)      С какой целью славяне позвали варягов в свои земли?

    3)      Покажите на карте города и племена, куда пришли править варяги? (Рюрик – Новгород, Синеус и Трувор – в Белоозере и Изборске (словене, ильмене, кривичи), Аскольд и Дир – в Киеве (поляне))

    4)      Почему летописец называл варяг «находники»?(коренным населением оставались местные племена)

    Выслушать ответы на вопросы к документу.

    Вопрос: Каким было участие варяг в создании Древнерусского государства?

     

    Вывод по второму вопросу: Варяг пригласили управлять восточными племенами славян, где уже

                                                    практически   сложилось государство.

     

    3. Образование государственных центров.

    По третьему вопросу я  сообщу о том, что после смерти братьев, Рюрик  объединил все племена в северо-западных землях под своей властью, где  центром  стал Новгород.

    Аскольд и Дир, освободив полян от набегов хазар, стали править полянами, с центром в Киеве.

     

     

    Вывод по третьему вопросу: Так в IXв появились два крупных восточнославянских объединения,

                                                        в  которых правили  варяжские князья. Одно на север с центром в

                                                       Новгороде и на юге с центром в Киеве.

     

    Как произошло их объединение в единое Древнерусское государство мы будем говорить на следующем уроке.

     

    А теперь вернемся к проблеме, которую мы решали на протяжении всего урока и сделаем общий вывод. Не забывая, что на протяжении урока вы  вырабатывали свою личностную позицию к норманнской и антинорманнской теориям.

     

    Вопрос проблемный: Какой путь прошли славяне к созданию государства (соответствовал он этой

                                        схеме) и как в этом участвовали варяги?

     

     

     

    Выслушать вывод учащихся.

    Проголосовать поднятием рук, кто к какой позиции склоняется (норманнской или антиннорманской)

     

    Общий вывод: Государство, есть прежде всего,  результат внутреннего развития общества.

                              Государство нельзя навязать обществу, если в нем не созрели соответствующие

                              предпосылки. До призвания варягов славянский мир был накануне образования

                              государства. Но нельзя  забывать и о варягах, которые сыграли действенную

                              роль в этом процессе.

     

    Домашнее задание: §4, стр. 39 отвечать на вопросы

     

     

     

    Рефлексия: Что Вы узнали на уроке?

                        Чему научились? (научились  дискутировать, работать с источником, вырабатывать

                                                      свою точку зрения, позицию, личностно осмысливать изучаемый

                                                      материал)   

     

     Отметить работу на уроке всех учащихся. Выделить наиболее активных. Поставить отметки.         

    Поиск
    Форма входа
    Уведомление
    Другое дело

    Другое дело БольшаяПеремена

    Цифровое уведомление Год науки

    Год науки и технологий

    ЕГЭ и ГИА

    ЕГЭ-2021

    ОГЭ-2021

    Программы ВУЗОВ России 2021

    Электронная школа
    БольшаяПеремена

    БольшаяПеремена ЯКласс

    ЯКласс

    РЭШ

    Открытая школа

    Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет

    Электронная ЛитРес: Библиотека

    Для дошколят

    Запись в 1 класс

    Школа будущего первоклассника

    Дневник
    Электронный дневник

    Электронный дневник

    РДШ
    РДШ

    РДШ

    Летний отдых
    Служба медиации

    Служба медиации

    Телефон доверия
    Службы спасения
    Мы в социальных сетях!

    Мы на Facebook Мы в одноклассниках Мы в Твиттере Мы ВКонтакте
    минобрнауки.рф/www.obrnadzor.admhmao.ru/wps/portal/obr/homewww.edu.ru/http://www.pfrf.ru/doinhmao.ru/admmegion.ru/доимп.рф/rospotrebnadzor.ru/
    Адрес:
    628680, ХМАО-Югра, г.Мегион, ул.Нефтяников, д.12

    Телефон/факс:
    8 (34643) 3-32-17 приемная

    Электронная почта:
    shcool3sekret@mail.ru

    Разработка сайта Казанцев Даниил Дмитриевич для МАОУ "СОШ №3 им.И.И. Рынкового"
    2008-2024 © Все права защищены. Хостинг от uCoz