Главная | Регистрация | Вход | RSS | Суббота, 21.09.2024, 07:08 | |||||
МАОУ "СОШ №3 | ||||||
Приветствую Вас Гость |
|
Классификация методов обученияКлассификация методов обучения. По современной классификации вытекают три большие группы методов обучения: • Методы организации и осуществления учебной деятельности; • Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; • Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. Методы организации и осуществления учебной деятельности. 1) перцептивный аспект - это методы, обеспечивающие передачу учебной • словесный (рассказ, беседа, лекция, чтение учебника); • наглядные (демонстрации, иллюстрации, фотографии, схемы); • практические (упражнения, лабораторная работа) 2) гностический аспект - здесь объединены методы по характеру • иллюстративно - объяснительные; • репродуктивные; • проблемное изложение; • эвристические; • исследовательские. 3) логический аспект - методы, характеризующие мыслительные операции • индуктивные, дедуктивные, традуктивные; • конкретные и абстрактные (синтез, анализ, сравнение, обобщение, классификация, систематизация). 4) управленческий аспект - методы, характеризующие степень • методы учебной работы под руководством учителя; • методы самостоятельной учебной деятельности. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. 1) методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность. 2) Методы стимулирования мотивов долга: сознательности, ответственности, настойчивости, убеждения, поощрения, наказания. Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности. 1) устные и письменные; 2) фронтальные, групповые, индивидуальные; 3) с применением компьютеров и других технических средств. Остановимся на методах, характеризующие мыслительные операции: • индуктивные - это методы, при которых материал преподносится в логике от частного к общему то есть от факта к явлению, от явления к закону, от примера к формуле; • дедуктивные - это методы, при которых материал преподносится в логике от общего к частному, то есть от формулы, к примеру, от закона к явлению; • традуктивные - когда учитель не меняет уровень обобщения, переходя от факта к факту, от примера к примеру. Каковы же сильные и слабые стороны каждого метода? Репродуктивные методы хорошо развивают память, но не развивают аналитическое мышление, самостоятельности детей. Проблемно - поисковые методы как раз хорошо развивают мышление, самостоятельность. Для решения многих задач урока сочетание методов, как говорят, напрашивается, любой из выбранных методов реализуется через все остальные. Например, выбрав в группе первой (в перцептивном аспекте) словесный метод - беседа, она может быть иллюстративно - объяснительная, репродуктивного или эвристического характера, предполагает индуктивные или дедуктивные мыслительные операции, быть методом стимулирования мотивов интереса или мотивов долга, быть методом фронтального, группового или индивидуального контроля. Хочется предупредить о грубых ошибках при выборе методов обучения. В научной классификации методов обучения нет деления на современные и не современные, активные и пассивные, а потому и употребление этих названий неграмотно, недопустимо. Любой метод обучения признается грамотно то отобранным и современным, если он дает высокий обучающий, воспитывающий и развивающий результат, независимо от того, когда этот метод был разработан - триста лет назад или недавно. Методы обучения сами по себе не могут быть активными, ни пассивными, теми и другими их делает учитель. Жизнь дает массу примеров того, как при использовании проблемных методов, эвристики, диспутов, диалогов - дети были вялыми, не реагировали на призывы учителя, не понимали, чего от них хотят, и немало фактов когда грамотно и интересно построенный эмоционально использованный монолог учителя вызывал активное восприятие детей, их активное понимание и усвоение учебного материала. Процесс обучения может быть активным или пассивным, но не сами методы. |
|
2008-2024 © Все права защищены. Хостинг от uCoz |